Высшая
школа экономики провела масштабное исследование об объемах
контрафактной продукции на российском рынке потребительских товаров.
Его данные публикует "Газета GZT.ru.
Главный вывод, сделанный авторами
исследования: доля контрафактной продукции на российском рынке
постепенно снижается. При этом сферы распространения контрафакта не
меняются. По-прежнему на рынке господствуют фальшивые компакт-диски,
DVD и программное обеспечение: их доля составляет 70-80% от всех
представленных на рынке товаров этого вида.
Массовое распространение имеют поддельная
одежда, обувь и алкогольная продукция (30-40%). Широко представлены
контрафактные парфюмерия, медикаменты, лекарства (10-15%). Совсем
незначительная доля контрафакта приходится на чай, кофе и бритвенные
лезвия (1-2%).
По данным авторов исследования, начиная с
2000 года (именно в этом году ВШЭ провела предыдущее исследование)
снизились масштабы подделок в отдельных товарных категориях. В
частности, спортивная одежда и обувь отступили из сферы господствующего
в сферу массового распространения контрафакта, лекарственные средства -
из сферы массового в сферу широкого распространения, а чай и кофе - из
сферы широкого в сферу ограниченного распространения.
Но хотя положительные тенденции наметились,
доля подделок остается высокой и составляет 26% от оборота розничной
торговли (525 млрд рублей).
Согласно исследованию, более всего повлияло
на улучшение ситуации на рынке ужесточение ответственности за нарушения
в сфере интеллектуальной собственности. В Уголовном кодексе эти
нарушения переведены в разряд тяжелых, что сулит наказание до шести лет
лишения свободы и штраф в размере до 500 тысяч рублей.